2 СЕНТЯБРЯ
1 УРОК - ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тема: Летопись. Былины. Жития.
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада приветствовать всех!Давайте мысленно улыбнемся друг другу. Надеюсь, наш урок будет интересным и продуктивным.
- Начнем с речевой разминки. Прочитайте следующее стихотворение:
Папа взял и я.
(Папина — большая,
Тонкая — моя.)
Думал я, все думал
И решил сказать:
— Я хочу большую
Книжку почитать.
Папа улыбнулся,
Возражать не стал.
Взял мою он книжку,
Мне свою отдал.
Долго я старался,
Но прочесть не мог.
— Что это за буквы?
— Формулы, сынок!
Очень интересно,
Только не понять,
Попросил я снова
Книжку поменять.
И сказал мне папа:
— Потерпи, сынок,
Я когда-то тоже
Их понять не мог.
К. Ибряев
- О чем вы думали, когда читали стихотворение? Что хотел сказать автор? А теперь попробуйте расшифровать три слова:
ИСИПОТЕЛ ЫНИЛЫБ ЯИТИЖ
- С чем же мы познакомимся в этом разделе?
- Чему мы научимся?
- Какова цель третьего блока?
- Думаю, что вы уже догадались, с чего мы начнем? Какова тема нашего урока?
- А сейчас предлагаю вашему вниманию видео: https://youtu.be/n4LpzuqunvQ
- Ребята, как вы понимаете слово «летопись»?
- Для чего они нужны?
- Давайте проверим, правильно ли мы ответили на вопросы.
- Откроем учебник на стр. 6 и прочитаем, что он нам расскажет о летописях. (Чтение текста. Кто еще не получил учебники – можно воспользоваться электронным вариантом https://online.pubhtml5.com/tqtb/ohro/#p=12)
Летопись - это запись исторических событий.
Летопись – это повествование в литературе Древней Руси.
Представьте себе, что мы перенеслись в прошлое, в 12 век, в
Киево-Печёрский монастырь, где в келье при свете лампады
неустанно пишет свой труд монах Нестор. Это образованнейший
человек своего времени. Скрипит перо в руке старца, выводя
заглавие книги: «Се повести временных лет, откуда есть пошла
Русская земля, кто в Киеве начал первое княжити, и откуда Русская
земля стала, есть».
Нестор описывал события по годам, в хронологическом порядке.
Труд его называется «Летопись». Откуда же он брал сведения о
событиях прошлых лет?
- Сейчас мы с вами познакомимся с одной летописью. (С. 7-11)
- Все ли слова вам были понятны?
- Если мы не знаем значение слов, где мы можем посмотреть прямо на уроке определение слова?
Объясните с помощью словаря выделенные слова в тексте:
Яства - еда,
кушанье
Гривна - денежная
единица в Древней Руси
Паволоки -
нарядные ткани, покрывала
Узорочье -
драгоценности, наряды
- Прочитайте текст еще раз про себя.
- В тексте упоминается Царьград. Знаете ли вы, что это за город?
- Почему народ прозвал Олега вещим?
Царьград – древнерусское название Константинополя, современный город Стамбул
Вещий раньше означал мудрый.
- Как вы оцените свою работу на уроке?
- Мне очень понравилось, как вы сегодня поработали на уроке.
Спасибо всем!
Д. з.: с. 6 – 11, внимательно прочитать (не менее 3 раз!), ответить на вопросы, завести и записать в тетрадь определение летопись (своими словами).
2 УРОК - РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Наша речь и наш язык
Знакомство с учебником
- В этом учебном году мы продолжим раскрывать
тайны русского языка, а помогать нам будет новый учебник - для 4 класса.
Посмотрите на обложку и скажите, чем он похож на учебники для 1, 2 и 3 классов,
чем отличается от них.
- Откройте учебник на с. 3. Прочитайте высказывание русского писателя
И.С. Тургенева. Как вы его понимаете? Почему писатель называет русский язык
кладом?
- К чему он нас призывает?
- Что это значит? Как мы можем его беречь?
- Прочитайте обращение авторов учебника.
- Какие открытия нам поможет сделать учебник?
- Для чего это нужно?
Рассмотрите условные знаки в учебнике и вспомните, обозначает каждый из
них. Прочитайте статью к ним и выясните, для чего они нужны.
·
Прочитайте, какие виды заданий мы будем выполнять.
· Назовите виды
грамматических разборов, которые мы будем выполнять на уроках русского языка.
Какими цифрами они обозначены?
·
Прочитайте название раздела на с. 5.
· Какие слова Д.С. Лихачёва
стали эпиграфом к разделу? Как вы их понимаете?
·
Прочитайте, что нам предстоит вспомнить.
·
Прочитайте пословицы:
Какова голова, такова и речь.
Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать
хорошо.
Хорошая речь слаще меда.
Видна птица по перьям, а человек - по речам.
·
Что их объединяет?
·
Объясните смысл пословиц.
К. Г. Паустовский писал: «Истинная любовь к своей стране немыслима без
любви к своему языку».
·
Как вы понимаете высказывание К.Г. Паустовского?
·
О чём мы будем говорить сегодня на уроке?
Видео: https://youtu.be/nn64A3dmBFo
Запись в тетради:
Второе сентября
Классная работа
Аа (прописные
буквы до конца строки)
Человек, пожалуйста, сентябрь,
ученик, ученица, учитель.
Расположите части текста в такой последовательности, чтобы
получился связный рассказ, запишите, вставьте и подчеркните пропущенные буквы и
раскройте скобки.
Мурка и ежата
Как (по)друж…ть
животных? Мы аккуратно завернули к…лючих ежиков в мя…кие тряпоч…ки и подн…сли к
кошке. На этот раз Мурка спокойно л…жала рядом.
Ёж…ки уткнули
мордоч…ки в теплый кошкин ж…вот. М…лыши с…сали м…лоч..ко у новой мамы.
Такд…машняя кошка вык…рмила л…сныхзв…рят.
…днажды л…сник
принёс троих ежат. (У)них погибла мать. Мы р…шили сп…сти ежат и подн…сли г…лодныхзв…рьков
кошке Мурке. Она тро…нула их ла…кой и ре…ко (от)прыгнула.
Продолжите пословицы (устно)
Слово не
воробей,... .
·
Умные речи... .
·
По речам узнают....
·
Видна птица по перьям, а человек -... .
2 строки вниз!!!
2 сентября
Домашняя работа
Упражнение № 2
(Выполнить упр.!)
Д. з.: упр. № 2., кто еще не получил
учебник, можно воспользоваться электронным вариантом: https://online.pubhtml5.com/tqtb/eaut/#p=4
3 УРОК - ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Тема: Мир глазами астронома
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку «пять»!
- Сегодня я
предлагаю Вам посмотреть на мир глазами астрономов. Но сначала мы должны с Вами
выяснить, кто такие астрономы и что такое астрономия. Я готова выслушать Ваши
предположения …
- Итак, слово астрономия происходит от двух греческих слов:
АСТРОНОМИЯ:
«астрон» - звезда и «номос» - закон.
А вот толкование
этого слова в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова:
АСТРОНОМИЯ – наука
о космических телах, образуемых ими системах и о Вселенной в целом.
- Кто такие
астрономы?
АСТРОНОМЫ – люди,
изучающие звезды.
-
Мы с Вами выяснили, что такое астрономия и кого называют
астрономами.
Астрономия – самая
древняя из наук. Первых астрономов называли звездочетами. Люди наблюдали за
звездами на протяжении всей истории своего существования. Записи
астрономических наблюдений указывают на то, что это примерно 5000 лет назад.
Искусными наблюдателями были вавилоняне, а также египтяне, которые строили
пирамиды в соответствии с расположением звезд в определенных созвездиях. Около
2800 г. до н.э. в Британии началось сооружение комплекса Стоунхендж, который,
возможно, служил обсерваторией.
Позднее на помощь астрономам приходят приборы. Вот так
выглядят телескопы прошлого и настоящего.
Вселенная или
Космос
- С точки зрения астрономов мир –
это Вселенная – это весь окружающий нас бесконечный мир.
Это другие планеты и звезды, наша планета Земля, ее
растения и животные, ты и я – это все Вселенная.
Ученые полагают, что наша Вселенная возникла в результате
так называемого Большого взрыва, произошедшего около 15 млрд. лет назад. При
этом образовался плотный горячий шар, который начал стремительно расширяться,
превращаясь во Вселенную. Многие астрономы считают, что расширение продолжается
и в наши дни.
Солнце.
- Следующая страница нашего урока, поможет нам
познакомиться со звездой, к которой мы давно привыкли.
Голубой платок,
Алый клубок
По платку катается,
Людям улыбается.
/Солнце и небо/
- Что Вы можете сказать о Солнце?..
- Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу. Люди понимали
это еще в глубокой древности и почитали Солнце как божество. Они называли его
по-разному: в Древней Греции – Гелиос, в Египте- Ра, а наши предки славяне –
Ярило. В честь Солнца слагались гимны.
- А
как же произошло рождение Солнечной системы?
Солнечная система образовалась из огромного облака газа и
пыли около 5 млрд. лет назад. Некоторые части облака оказались более плотными.
Частицы газа и пыли в этих областях стали сближаться под действием сил
взаимного притяжения. Со временем они образовали шар. Шар уплотнялся,
уменьшался в объеме и разогревался. Постепенно он начал светиться, превращаясь
в зародыш Солнца, на что потребовалось около 100 тыс. лет. «Зародыш» все
быстрее вращался, разбрасывая в пространстве часть вещества. Одновременно он
продолжал сжиматься и разогреваться. Наконец «зародыш» разогрелся для
возникновения ядерных реакции; началось выделение огромного количества энергии,
и засияла новая звезда. Кольцо ранее сброшенного вещества начало собираться в
сгустки. Эти сгустки постепенно становились все крупнее и крупнее, располагаясь
на разных расстояниях от Солнца. Большие сгустки стали планетами, которые мы
наблюдаем сегодня. Меньшие превратились в спутники планет, а совсем маленькие
стали астероидами.
- Продолжить разговор о Солнце с научной точки зрения нам
поможет статья учебника на стр.6.
Планеты
Солнечной системы.
- Солнце образует центр нашей системы. Вокруг него
вращаются 9 планет. 4 небольшие планеты, расположенные ближе всех к Солнцу -
Меркурий, Венера, Земля, Марс - называются внутренними. Они имеют твердую
поверхность. Остальные 5 планет называются внешними. Это 4 газовых гиганта –
Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, а также маленькая твердая планета из камня и льда
– Плутон.
Рассмотрим планеты Солнечной системы.
Меркурий –
ближайшая к Солнцу планета. Свое название планета получила в честь римского
бога торговли. Это самая быстрая планета. Она обращается вокруг Солнца за 88
дней. Поскольку Меркурий близок к Солнцу, то он сильно нагревается, до +480°С.
Атмосфера настолько разрежена, что её практически нет. Самая маленькая планета.
Диаметр всего 4878 км.
Венера -
вторая от Солнца планета Венера носит имя богини красоты, яркая звезда, её ещё
называют «вечерней» \ «утренней»\ звездой. Она может сиять серебристым светом,
очень похожа на Землю, почти такого же размера. Венера окружена толстым слоем
облаков, но ее атмосфера состоит из углекислого газа и серной кислоты. Здесь
невыносимая жара: до +480°С.
Земля - из
космоса наша планета кажется голубой. Такой цвет придают окружающая атмосфера и
океаны, покрывающие более двух третей земной поверхности. Вода и кислород
обеспечивают жизнь на Земле, где существует по меньшей мере полутора миллиона
видов растений и животных. В результате движения пород под земной корой дно
океанов раздвигается, а континенты перемещаются по планете. Земля образовалась
примерно 4,6 млрд. лет назад и имеет естественный спутник.
- Кто уже догадался, как он называется?
Марс - четвертая от Солнца планета,
названная в честь римского бога войны – за свой красный цвет, напоминающий цвет
крови. Марс меньше Земли, но у него есть два спутника – Фобос и Деймос в честь
сыновей бога войны, в переводе означает Страх и Ужас. Температура опускается до
-110°С.
Юпитер - следующая от Солнца планета. Самая
большая в Солнечной системе. Она названа в честь самого главного римского бога
Юпитера. Вмещает более 1300 тел размером с Землю. В атмосфере Юпитера постоянно
бушуют ложные ураганы. Температура на планете - 150°С.
Сатурн -
вторая по величине планета. Названа в честь римского бога земледелия. Окружена
множеством ярких колец, состоящих из обломков льда и камней. Температура -
170°С. У планеты 18 спутников.
Уран - в 4
раза больше Земли по диаметру. Состоит из маленького каменного ядра и замерших
газов: водорода, гелия и метана.
Нептун - носит
имя римского бога морей. Планета мерцает голубоватым
светом \ это цвет метана \, напоминающим блеск воды. Иногда в атмосфере Нептуна
появляются темные пятна – это сильнейшие вихри, бушующие в ней. Температура на
поверхности -200°С.
Плутон - так далек от Солнца, что на его
поверхности царит невероятный холод до минус 230°С. Это самая маленькая планета
Солнечной системы. Она названа в честь римского бога повелителя царства мертвых.
Вот мы и познакомились с планетами Солнечной системы.
в) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер,
Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
Видео: https://youtu.be/xclD2tkRBFw
- Над чем вас заставил задуматься урок?
- Что
на вас произвело наибольшее впечатление?
- Пригодятся
ли знания этого урока в жизни?
Д/з: изготовить
по желанию модели Солнечной системы; соверши заочное путешествие на одну из
планет, для этого обратись к дополнительной литературе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий